Зрящие в корень
ПРО ДОМ ПАТРИОТА, НЕ ЛЮБИВШЕГО РОДИНУ
Вспоминаю, что мой путь в региональную журналистику начинался с участия в издании бюллетеня областного отделения ИПО «Мемориал», который назывался «Содействие». И как я, иллюстрируя некий материал, в содержание которого мне тогда вникать было некогда, снабдил его графическим изображением бульдозера С-100, украденным со страниц первого издания «Детской энциклопедии». В сочетании с портретом Козьмы Пруткова бульдозер призван был добавить выразительности материалу, в котором гневно обличалась местная власть, недальновидно допустившая снос заурядного для тамбовского частного сектора строения по улице Максима Горького. Оно и в самом деле было бы ничем особо от подобных себе не отличающимся, если бы не то обстоятельство, что в нем прошли последние годы и дни жизни Алексея Михайловича Жемчужникова, отчего оно было отнесено в разряд историко-архитектурных памятников и находилось под охраной государства.
Имевший в ту пору непосредственное отношение к появлению критического материала на свет мой коллега, ныне собкорр «Российской газеты» Евгений Писарев, вспоминает, что когда принималось решение о сносе строения в пользу возведения на его месте гостиничного комплекса, судьба его мало кого интересовала. А когда пыль на месте сноса осела и выступило «Содействие», поднялся такой визг, что мало не показалось никому: на рубеже 80-90-х годов минувшего века находившаяся при последнем издыхании единственная в стране руководящая и направляющая партия находила достаточно совестливости, чтобы на выступления СМИ, хотя бы и самодеятельных, реагировать и к vox humanum прислушиваться. Но случилось то, что случилось. И к новой жизни была рождена поговорка из богатого наследия наимудрейшего из российских писателей Козьмы Пруткова: «Где начало того конца, которым оканчивается начало?». Этот риторический по природе своей вопрос получил конкретный ответ: теперь в российской банковской системе есть региональное отделение Сбербанка России, в головном офисе которого размещен музей А.М. Жемужникова и его героя Козьмы Пруткова. Это вместо хором госпожи Евсюковой, в которых жил поэт. Здесь уместно напомнить читателю, что литературная маска Козьмы Петровича Пруткова стала плодом творческой работы Льва Михайловича Жемчужникова, Александра Егоровича Бейдемана и Льва Феликсовича Лагорио, а также двоюродного брата Жемчужниковых Алексея Константиновича Толстого. Не в стороне оказался и автор «Конька-горбунка» Петр Ершов. Многие из поименованных господ литераторов находились в родственной связи, так что в переводе на современный язык образ Козьмы Пруткова с известным допущением явился своего рода home video, что, впрочем, нисколько не умаляет его достоинств. А если к этому добавить, что Алексей Жемчужников был почетным членом Императорской академии наук, занимавшим равные позиции с патриархами российской словесности, и мало с кем сравнимым поэтом-патриотом, значимость созданного ими образа трудно преуменьшить. Судите сами, сколь современно звучат строки, написанные Алексеем Михайловичем больше века тому назад:
А что говорить о жанре литературной пародии, полигоном для которой и стал образ Козьмы Пруткова. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.
Что мы имеем, как говорят профессионалы-следователи, в сухом остатке? Мемориальную доску, музей, подобных которому в стране немного, светлую память и вечный покой. Похоронен поэт, правда, в Москве. Да, и еще установленные его наитеснейшие связи с Тамбовщиной. В губернском центре он квартировал на улицах Теплой, Козловской и Араповской (Лермонтовской, Мичуринской и Максима Горького). К тому же имел зятем родственника поэта Евгения Боратынского, его внучатого племянника Михаила. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что с 1894 года и почти до самой смерти в 1908 году он бывал в селе Ильиновка Кирсановского уезда.
Никто не в силах обнять необъятного. Не будем стараться сделать этого и мы. Добавим лишь, вновь обращаясь к афоризмам великого мудреца, что «Усердие всё превозмогает!», но «Бывает, что усердие превозмогает и рассудок». Поэтому, чтобы никто никто ни в чем не упрекнул, станем руководствоваться прутковской истиной «Лучше скажи мало, но хорошо».
Да вы сами попробуйте на этом языке изъясняться. Может получиться очень интересно…
Святослав Марченко