Парадный вход
Если попытаться представить город как целостный организм, что мы в общем-то и стараемся сделать, то центральная его площадь с примыкающими зданиями и сооружениями явится его сердцем. Тогда университеты и научные учреждения станут представляться мозгом, лесопарковая зона – легкими, многочисленные улицы – сосудами кровеносной системы. Так постепенно, отбросив в сторону ленинский постулат относительно того, что всякое сравнение хромает, мы найдем соответствия каждому элементу городской структуры. И совершенно неожиданно для себя убедимся, что соответствие это найти не так уж просто, когда в поле нашего зрения попадет железнодорожный вокзал станции Тамбов. Хотя значение этого здания для жизни города трудно сделать менее значимым.
Первая железнодорожная линия по территории Тамбовской губернии была проложена осенью 1866 года. Она связала Рязань и Воронеж, пройдя при этом через Козлов (Мичуринск). В апреле 1868 года было решено соединить железной дорогой Козлов со столицей губернии. Тамбовское и Козловское земства, ходатайствовавшие о выдаче правительством концессии на строительство этого участка пути протяженностью около 80 км, образовали Общество Тамбовско-Козловской железной дороги, и уже в июне работы на строительстве дороги начались.
Одновременно с этим решался вопрос возведения здания вокзала. Вокзалы в России стали новым типом зданий, в которых сочетались техническая, утилитарная и художественная функции. Непременным обязательным элементом считались часы на высокой башне. Вокзал решили строить на месте Тамбовской ярмарки. Торговые склады, сараи и павильоны, находившиеся на месте ярмарки, были разобраны и перенесены в другое место. Вместо них появился вокзал с посадочной платформой длиною 60 саженей. Кроме зала для пассажиров и кассы, в нем имелись специально обставленные императорские комнаты. Для служащих станции построили два деревянных жилых дома, возвели товарную контору, пакгауз, крытые товарные платформы. В стороне от здания вокзала начали сооружать паровозное депо, поворотный круг, ремонтные мастерские.
Строительство дороги, связывающей Козлов с Тамбовом и расположенных на ней станций, продвигалось довольно быстро. Уже в начале декабря 1869 года встал вопрос о ее открытии. Однако комиссия под руководством главного инспектора частных железных дорог действительного статского советника Граве не подписала акт готовности из-за ряда недоделок. Но как это издавна заведено на Руси, вскоре посчитали, что все и так сгодится, и уже через двадцать дней комиссия, возглавляемая инженер-полковником Казначеевым, признала, что оставшиеся недоделки не могут быть препятствием для открытия движения поездов. В итоге 22 декабря пробный поезд из 38 вагонов весом 260 тонн проследовал из Козлова в Тамбов со скоростью до 20 (!) верст в час. И то, по дошедшим до нас рассказам очевидцев этого события, народ пугался не меньше, чем во время демонстрации приснопамятного «Прибытия поезда» братьев Люмьер. Затем этот участок дороги был оснащен и укомплектован 24 пассажирскими вагонами от первого до четвертого класса, которые приобрели не где-нибудь, а в Бразилии, 150 товарными вагонами разных видов, приобретенными во Франции, тремя пассажирскими и восемью грузовыми паровозами, добытыми в Англии. Так полтора века назад началась эра великих железнодорожных путешествий тамбовчан.
По поводу вокзалов и путешествий в начале прошлого века. Естественно, в те годы в основном путешествовали по железной дороге. Билет первого класса до Петербурга из Москвы стоил 16 рублей, а в сидячем вагоне можно было доехать и за 6 рублей 40 копеек. До Твери из Москвы первым классом можно было доехать за 7 рублей 25 копеек, а третьим - добраться за 3 рубля 10 копеек. Быстренько пересчитав расстояния и тарифы, находим, что с максимальным комфортом в те годы из Тамбова до Москвы можно было добраться рублей за 15. Носильщики с радостью предлагали услугу поднести чемоданы за 5 копеек. Большой багаж, занимающий всю тележку, отвозили к поезду или обратно за максимальную плату в 10 копеек.
Без малого через сто лет, в 1968 году городскими хозяйственниками и партийцами было решено сделать парадный вход в город удобным и красивым. С этой целью была проведена реконструкция здания вокзала. К слову, она была не единовременной, а приобрела характер постоянного стремления к совершенству, которому, как известно, нет предела. Вокзал весь сделался двухэтажным. Цоколь здания отделан гранитной плиткой. Полезная площадь находящихся в нем помещений увеличилась с 1080 кв.м. до 2878 кв.м. Больше стали кассовые залы и зал ожидания. Вокзальный ресторан долгое время оставался одним из немногих заведений подобного типа, существовавших в Тамбове. Говоря о современном состоянии этого здания, нельзя не сказать, что он мало чем отличается степенью удобства и набором предлагаемых услуг от многих столичных вокзалов. Это касается имеющихся в здании вокзала камер хранения, отделения электросвязи, буфетов, работающих круглосуточно, а также газетно-журнальных и иных киосков. Это, правда, при том условии, что в вашем сознании как-то увязываются слова «железная дорога» и «комфорт».
Станция Тамбов-1 в настоящее время имеет две пассажирские железнодорожные платформы, соединённые подземным переходом. Одна из платформ - крытая. Через станцию следуют поезда в Москву, С. Петербург, Поволжье, среднюю Азию, а летом и в некоторые другие направления.
Вокзал выходит своим фасадом на площадь имени себя. Вокзальная площадь находится в конце улицы Интернациональной. В центре площади расположен самый крупный тамбовский фонтан с местами, оборудованными для отдыха. Фонтан на вокзальной площади - излюбленное место проведения фотосессий тамбовских молодожёнов. С другой стороны на площадь своими боковыми фасадами выходит старинное здание больницы узловой станции Тамбов и дом культуры «Знамя труда». Своими главными фасадами эти здания выходят на улицу Интернациональную. Площадь является конечной остановкой некоторых маршрутов городского пассажирского транспорта. Также отсюда отправляются регулярные рейсы маршрутов на Котовск и некоторые другие иногородние направления.
Вот мы и добрались до того момента, когда следует ответить на вопрос, что же такое вокзал. А ответ этот в тексте уже прозвучал: вокзал – это не только символ романтики дальних странствий, это парадный вход в город. И от того, как гости ощутят себя с первых минут на тамбовской земле, во многом зависит и их отношение к городу и людям, в нем живущим. Так что, любите свой вокзал!

Святослав Марченко

Яндекс.Метрика