Модерновая "Звезда"
В моей памяти отчетливо и на долгие годы запечатлелся эпизод, когда я не смог помочь гостю города отыскать улицу, на углу которой находится кинотеатр «Модерн». И это я-то, в ту пору студент-филолог, всегда считавший себя не последним в том, что касается организации города и топографии, а равно и топонимики его центральной части. В сознании тогда ассоциативно всплыло все, начиная от названия направления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, до созвучных наименований сорта лука и портвейна. Но с кинотеатрами как-то не связалось. Хотя я прекрасно знал все городские точки, где можно было умиротворить молодецкое буйство посещением с подругой киносеанса, где демонстрировался неважно какой фильм: «Родина», «Спутник», «Заря», «Комсомолец», «Мир», «Дружба» и «Звезда». Это не считая кинозалов многочисленных Домов культуры.
А всего и дел-то, что просто нужно было во время проявить более глубокий интерес к истории родного города и составляющих его зданий и сооружений. Тогда мне было невдомек, что название «Звезда» один из любимейших моих в ту пору кинотеатров получил аккурат когда я родился, в 1952 году. А до этого он прекрасным образом существовал под названием «Модерн», всей своей судьбой доказывая справедливость ленинской мысли относительно того, что …«Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Зато нынче, когда я задумался о судьбе этого сооружения и рассказе о ней в рамках «Прогулок по Тамбову», не смог пройти мимо того обстоятельства, что герой очерка моей коллеги Эльвиры Комиссаровой в одном из недавних номеров нашей газеты, заслуженный ветеран-фронтовик Николай Николаевич Орлов, проработал директором этого кинотеатра целых 12 лет, начиная с 1973 года.
Поддерживая разговор об истории здания, Николай Николаевич адресовал меня к периоду Отечественной войны 1812 года. И прав оказался в том смысле, что здание, в котором располагался кинотеатр, было перестроено в 1908 году из того, которое много лет находилось здесь, на углу улиц Большой Астраханской и Дубовой. В нынешних реалиях – Советской и Комсомольской. Есть все основания верить тому, что именно на этом месте находился трактир «Берлин», упомянутый М.Ю. Лермонтовым в поэме «Тамбовская казначейша». И гостиница, и трактир, находившийся при ней, принадлежали бывшему военнопленному Доминико Пивато. Он оказался в России вместе с наполеоновской армией, попал в плен, судьба привела его в Тамбов, где он смог организовать свое дело и провел остаток жизни.
В начале XX века это здание принадлежало братьям Жарковым. Его арендовал нижегородский фотограф Тепфер, который начал показывать в помещении самодвижущиеся картинки. А позже, когда австриец Фриц Лантревиц организовал в здании полноценный электросалон для демонстрации фильмов, он стал собственностью семьи дворян Лапицких.
Лапицкие были незаурядными во всех отношениях людьми и сыграли выдающуюся роль в организации в Тамбове синематографа. Они занимались расширением и перестройкой электротеатра. В 1911 году по их заказу служащий образцовых ремесленных мастерских В. Иванов установил над парадной двухстворчатой дверью навесной карниз, оформленный в виде аиста в полете с широко распластанными крыльями. Своим длинным клювом аист удержвает свисающий вниз шарообразный светильник. В отливке аиста мастер принимал непосредственное участие, и, помимо денежного вознаграждения, был облагодетельствован долгосрочным бесплатным абонементом на посещение киносеансов.
В 1911 году возникла острая необходимость расширить здание, и началось сооружение пристройки с северной стороны. Тогда и появились большое фойе, парадный вход с лестницей, буфет, гардероб и туалетные комнаты. Все было сделано на высоком уровне. Оформление интерьера нового кинотеатра, его внешняя архитектура были выдержаны в стиле модерн. Двери со вставленными цветными стеклами, зеркала, стены, оформленные темными породами дерева, мягкое электроосвещение в гардеробе и яркое в фойе - все это вызывало у посетителей чувство восхищения. Вестибюль и фойе в результате перестройки были соединены в одно большое помещение, которое имело выход на балкон, а в центре помещения был сооружен небольшой фонтан, в котором плавали рыбки. В фойе на невысоком настиле была оборудована эстрада, где перед началом киносеансов оркестр исполнял инструментальные произведения. По углам и вдоль стен в красивых вазах росли цветы и комнатные растения.
Кстати, об оркестре и исполнителях. Эта традиция сохранялась и в советское время. Живая музыка звучала перед каждым вечерним сеансом, и люди приходили заранее, чтобы успеть потанцевать. Куда что из доброго наследия у нас девается?
Николай Николаевич рассказывает, что достаточно примечательным оставалось подвальное помещение, вполне способное выполнять функции бомбоубежища. К счастью, кроме кассового зала, оно использовалось лишь для хранения кинопроекционного оборудования, в котором нуждались кинотеатры всех районов области. Бывший директор «Звезды» говорит, что значимой частью его работы в бытность пребывания на ответственном посту явилась организация кинопанорам с анонсами предстоящих премьер. Они представлялись зрителям в виде буклетов, а также в виде непосредственных выступлений сотрудников Тамбовской киносети, входившей в областное управления кинофикации, возглавляемое В.С. Бондарским.
Н.Н. Орлов также сетует на то, что хотя ремонтными работами ему заниматься не приходилось, зато он несколько раз менял сиденья зрительных залов. Причиной этого являлось вандальное поведение тамбовской публики. Какие уж тут рыбки в аквариумах! Но народ в кино ходил.
А потом времена переменились. Последним всплеском зрительской и организаторской активности можно считать возникновение, благодаря стараниям доцента кафедры педагогики ТГУ имени Г.Р. Державина В.А. Монастырского, на базе «Звезды» в начале 80-х годов киноклуба «Контакт». Он объединял зрителей, чье отношение к кинопрокату определялось серьезным пониманием киноискусства.
В наши дни, в эпоху экономической целесообразности название «Модерн» у большинства тамбовчан связывается в сознании с выросшим рядом торговым центром. А жаль, честное слово!
Святослав Марченко