COR URBIS – СЕРДЦЕ ГОРОДА
«Время неподвижно, это мы движемся в нем не туда». Станислав Ежи Лец
Внимательные читатели уже успели упрекнуть нас в том, что мы углубились в рассказы об отдельных зданиях и сооружениях, из которых формируется архитектурный облик определенной части города, и мало или недостаточно уделяем внимания прогулкам по местам общеизвестным и рассказам о их потаенной истории. Поэтому сегодня мы решили «пройтись» по центральной городской организующей точке – площади Ленина.
Город всегда формируется вокруг своих главных площадей – а Москва-столица усомниться в этом не позволяет – и этот принцип с успехом может быть применен и ко всем остальным городам. Но дело в том, что Тамбов изначально имел в качестве центральной площади место, где стоял губернаторский дом. И таковой являлась городская территория в границах нынешнего Главпочтамта с северной части и Картинной галереи с южной. Она примыкала к Соборной площади и в своем первоначальном названии – Плац-парадная – отражала свое назначение. Позднее она стала именоваться Дворцовой, поскольку дом губернатора называли не иначе, как дворец.
Вообще-то меня крайне интригуют описания мест расположения зданий и сооружений минувших веков: я никак не могу взять в толк, как на столь незначительных пространствах могло производиться действо столь значимых служб. Впрочем, вернемся на место, с которого начали. Городская территория на месте нынешней Ленинской площади со времен Романа Боборыкина активно использовалась лишь в том смысле, что по ней проходил крепостной ров, которым окружалась всякая крепость. В районе между зданиями лицея № 6 через него был перекинут мост, где находились Хоперские ворота острожной крепости. И даже позднее, когда ров засыпали и место это стало называться Пятницкой площадью, на центр города она никак не тянула. Не помогло ей также и возведение на пересечении с улицей Долгой здания Дворянского собрания.
На следующий год после октябрьского переворота ей взяли и присвоили имя автора политэкономической теории. А весной 1919 года напряглись умишком и даже водрузили на ней посреди цветочной клумбы на деревянном, правда, постаменте изваяние самого Карла Маркса. Значения этих деяний не оценили казаки генерала Мамонтова, которые, заскочив в августе того же года в Тамбов, постамент сожгли, а сам бородатый бюст порубали на британский флаг.
И так все это в тоске и безнадеге просуществовало аж до самого января 1924 года. Когда, оплакав кончину вождя мирового пролетариата, губернские чиновники решили увековечить его память и на тамбовской земле. Для этого был устроен конкурс, в котором победил проект архитектора Ушакова, за что автор был удостоен премии в триста рублей. Золотыми червонцами с сеятелем ему заплатили за проект бетонных оснований для исполинских глобусов, что ли?
Но не в этом дело. А в том, что то сильные морозы, а, возможно, и антоновское восстание все как-то препятствовали воздвижению этого монумента в стиле революционного модернизма. В последний раз вопрос о сооружении памятника Ленину обсуждался на исполкоме горсовета в 1935 году. И в, не к ночи будь помянут, 1937 году строительство началось заодно с разбивкой спланированного на прилегающей территории сквера, протянувшегося до самой улицы Большой. Торжественное открытие памятника состоялось 1 мая 1938 года. Он был точной копией такого же монумента в городе Шахты Ростовской области. Авторы памятника скульпторы М.Листопад и С.Попов изобразили вождя в костюме с поднятой правой рукой. Пятиметровую скульптуру водрузили на высокий постамент посреди овальной площадки, вокруг которой посадили цветочки и установили садовые скамейки, на которых горожане могли отдохнуть от трудов праведных на благо строительства светлого будущего. С этого времени площадь стала называться площадью Ленина. На этой площади тамбовчане встретили известие о начале войны и Великой Победе, отсюда уезжали на целину и приветствовали покорителей космоса. Здесь радовались окончанию власти одной партии и выражали свое отношение к монетизации льгот…
Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Стал потихоньку разрушаться и памятник, созданный, казалось, на века. К тому же в пластике его фигуры просматривалась некоторая двусмысленность. Частично реконструированы площадь сквер и памятник были в 1967 году, к полувековому юбилею Советской власти. На площади появилось новое изваяние работы скульптора П. Бондаренко и архитектора А. Куликова. Все это выглядело надежно, мраморно и гранитно, и, похоже было, простоит очередную вечность. Были ликвидированы все старые деревья, и высажены новые - пирамидальные тополя и голубые ели. Не стало центральной аллеи сквера, убрали красивые вазы, скамейки, чугунные решетки ограждения. Сквер сделался совсем другим. И в нем наконец появились фонтаны, которые в наши дни приобрели статус светомузыкальных.
Одно время у подножия памятника размещалась трибуна, с которой первые лица области и города приветствовали массы трудящихся, принимавших участие в праздничных демонстрациях «во дни торжеств и бед народных». А еще раньше такая трибуна быстренько сколачивалась из бревен досок и фанеры дважды в год – к 1 мая и к 7 ноября – с той стороны площади, где теперь расположен рекламно-информационный щит. А затем в ночь молниеносно разбиралась.
Памятник всегда был акцентной точкой в окружении Дворянского собрания – областного драмтеатра, гостиницы и далекой двухкилометровой перспективы, в конце которой – вокзал. Это потом появились офис ВТБ, ресторан «Центральный», областная администрация и библиотека имени Пушкина. Мы очень скоро продолжим наши прогулки и заглянем в оба трактира, упомянутые М. Ю. Лермонтовым в «Тамбовской казначейше», «Берлин» и «Московский». Последний, к слову, на Пятницкой площади и располагался.

Святослав Марченко

Яндекс.Метрика